Реальная практика и анализ материалов по данной проблеме подтверждают наличие двух тенденций: снижение числа студентов, стремящихся к научным исследованиям в период получения профессионального образования, и снижение мотивации обучающихся к научной деятельности. Это все сказывается на качественном и количественном составе студенческих научных объединений. Разумеется, ситуация является проекцией современных социально- экономических и других социальных изменений в обществе. Так, на фоне выраженной общественно- экономической потребности в специалисте нового качества, обладающего критическим и креативным мышлением, умением работать в команде, осваивать и продуцировать инновации в профессиональном поле, студенческие продукты научно-технического творчества, социально-образовательные и, особенно, гуманитарные, проекты весьма редко востребованы на рынке труда. В результате, приток членов в студенческие научные объединения незначительный. В материалах В.Н. Сыромятникова и Н. В. Хмельковой подтверждается мнение, что снижение мотивации у студентов к научной деятельности обусловлено социальными изменениями. Авторы приводят пример, что в некоторых коммерческих вузах возможность продолжения бесплатного («бюджетного») обучения зависит «от успеваемости студентов и участия в конференциях, однако, большая часть студентов предпочитают учиться с возмещением затрат, чем «тратить время на занятия наукой, не обещающих каких-либо очевидных перспектив» [Сыромятников, Хмелькова]. Авторы полагают, что причины того, что сегодня студенты совсем не представляют, «что такое научная работа, как пишутся тезисы, с какой целью проводятся конференции и так далее», кроются во множестве изменений, которые привели к падению престижа научного работника, учителя, инженера; к отсутствию навыков да и «потребности выступать перед аудиторией, аргументировать, доказывать и отстаивать свою позицию» [Сыромятников, Хмелькова]. Но есть и еще одно проблемное поле - отсутствие сотрудничества между студенческими научными объединениями, а ведь сотрудничество и взаимодействие в наши дни выступают как требование объективной реальности для успешного функционирования, как система взаимоотношений в процессе деятельности и должны характеризоваться согласованностью, слаженностью подхода к возникающим проблемам и достижениям совместных результатов.
Сотрудничество студенческих научных обществ должно проявляться в кооперации усилий для решения определенных задач, реализации совместных проектов и программ, достижении поставленных конкретных целей развития науки. Недостаточная интеграция и координация студенческих научных объединений Уральского федерального округа приводит к снижению эффективности их работы и ограничению возможностей для развития молодых ученых. Одним из принципов государственной молодежной политики является поддержка молодежных объединений и организаций. Проведение слета студенческих научных объединений УрФО будет способствовать развитию научного потенциала молодежи и повышение интереса к исследовательской деятельности, укреплению связей между студентами, обмену опытом и лучшими практиками в области научных исследований, созданию условий для профессионального и личностного развития молодых ученых и формированию межвузовского сообщества молодых исследователей, способных внести вклад в развитие региона и страны.